26 мая 2014 года состоялось совместное заседание комитетов Национального объединения строителей, Национального объединения проектировщиков и Национального объединения изыскателей по вопросам ценообразования в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий. В мероприятии приняли участие представители Комитета по ценообразованию НОСТРОЙ, Комитета по экспертизе и ценообразованию НОП, Комиссии по ценообразованию и экспертизе НОИЗ. Вел заседание Алексей Сорокин, вице-президент НОП, председатель Комитета по ценообразованию НОСТРОЙ.
Участники встречи обсудили следующие вопросы:
1. О выстраивании оптимальной системы ценообразования и консолидации усилий национальных объединений в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий.
2. О планах работы комитетов по ценообразованию НОСТРОЙ, НОП, НОИЗ на 2014-2015 годы.
3. О рассмотрении проекта Плана мероприятий «Совершенствование технического регулирования, ценообразования и сметного нормирования, саморегулирования в строительной сфере, а также по развитию контрактной системы (в части размещения государственных заказов на проектирование и строительство объектов капитального строительства)».
В ходе обсуждения первого вопроса повестки дня был представлен ряд докладов, содержащих информацию об основных проблемах ценообразования в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий, а также предложения о возможных путях их решения.
Генеральный директор ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», член комитета НОП Юрий Величко рассказал о существующей ситуации в области ценообразования и сметного нормирования на проектные работы и инженерные изыскания. В настоящее время в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, включено 80 сметных нормативов на проектные работы и 7 сметных нормативов на инженерные изыскания. По словам докладчика, из них 71 сметный норматив на проектные работы и все нормативы на изыскания не соответствуют действующим законодательным, нормативно-правовым актам и техническим нормам, регулирующим состав и требования к содержанию подготавливаемой проектной документации и результатов изыскательских работ.
Ю. Величко подчеркнул важность совершенствования системы ценообразования проектных и изыскательских работ и перечислил основные задачи, требующие решения в ближайшей перспективе. Среди них были названы такие вопросы, как:
– актуализация действующих сметных нормативов на проектные и изыскательские работы, в том числе в рамках развития системы определения стоимости проектных работ на основе нормативного расчета трудоемкости проектирования и системы определения стоимости проектных работ процентом от стоимости строительства объектов;
– формирование и ведение федеральных (региональных) информационных ресурсов, содержащих данные по стоимости изыскательских, проектных, строительно-монтажных работ, строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, для определения стоимости отдельных объектов и видов работ по стоимости объекта-аналога;
– разработка справочников базовых цен на инженерные изыскания для строительства, в которых базовые цены сформированы на основе укрупненных комплексных цен на выполнения изыскательских работ для различных объектов капитального строительства.
«В настоящее время отсутствует инструмент, позволяющий достоверно определить стоимость проектных работ, инженерных изысканий и, в конечном итоге, стоимость строительства. Существующие нормативы не отражают рыночных условий», – отметил Ю. Величко. В связи со сложившейся ситуацией он предложил обратиться в Минстрой России с инициативой о придании статуса временных всем сборникам базовых цен, которые на данный момент не основаны на действующем законодательстве (которые были введены до выхода Градостроительного кодекса РФ) и сводах правил, касающихся проектных работ. Поступившее предложение было одобрено участниками заседания и принято решение учесть его при разработке проекта «дорожной карты».
Ю. Величко сообщил, что существует три метода определения стоимости проектных работ: объекты-аналоги, которые сейчас заложены в справочниках цен; процент от стоимости строительства (в реестре есть порядка 5 документов); на основе расчета трудоемкости проектных работ по трудозатратам (метод пока не легализован). «Для дальнейшего взаимодействия с Минстроем России необходимо понять, какая будет методологическая основа данных справочников, и провести совместное совещание или круглый стол. В федеральном реестре также отсутствуют методические документы по разработке сметных норм на проектные и изыскательские работы», – отметил докладчик.
По итогам обсуждения было одобрено предложение дать оценку методикам определения стоимости цен и определить, какую методологию предложить регулятору с обоснованием ее применения. Также А. Сорокин предложил доработать разработанный ранее документ по методике формирования цен по изысканиям и направить его на согласование в Минстрой России, и дальнейшие планы строить после согласования. А также включить в состав комитета НОИЗ представителей ПНИИС.
Саид Абдрахманов, член Комитета НОСТРОЙ по ценообразованию, отметил, что существует традиционное разделение между проектной документацией и рабочей документацией 40 на 60. «После проведения экспертизы проектной документации заключается договорная цена, и работы, которые возникают на стадии рабочей документации, ведут к увеличению сметной стоимости. Предлагаю поменять пропорции, чтобы основной объем более точных проектных и изыскательских работ был сделан на стадии проектной документации. Считаю также целесообразным проводить государственную экспертизу до начала проведения тендеров, которые связаны со стоимостью проектных, изыскательских и строительных работ», – сообщил эксперт. Также он предложил обратиться в Минстрой России с просьбой об информировании сообщества о том, как формируются индексы проектных, изыскательских и строительных работ.
Член Комитета НОСТРОЙ по ценообразованию Ольга Бабушкина сообщила, что для ценообразования в строительстве, как правило, применяются сметные нормативы единичные и укрупненные. По единичным нормативам Приказом № 31/пр от 30.01.2014 введена в действие и внесена в федеральный реестр сметных нормативов новая редакция государственных сметных нормативов. По словам докладчика, проведенный анализ новой базы показал, что она практически ничем не отличается от той базы, которая была введена в действие в 2010 году. «Разработки по укрупненным сметным нормативам ведутся в течение последних 5 лет, но в настоящее время нет той базы, которая бы позволила, в том числе и проектировщикам на ранней стадии проектирования, определить цены по укрупненным сметным нормативам», – отметила докладчица.
О. Бабушкина выступила с предложением о создании коллегиального центра или института, который объединял бы усилия изыскателей, проектировщиков и строителей. В работе этого института принимали бы участие и представители Минстрой России, ФАУ ФЦЦС. «Это позволило бы координировать планы всех регионов страны, разрабатывать сметные нормативы и методические материалы по ценообразованию, проводить анализ и прогнозирование», – подчеркнула эксперт.
А. Сорокин выразил мнение поддержать инициативу НОСТРОЙ о согласовании планов с Минстроем России в части корректировки государственной сметно-нормативной базы. А также было поддержано предложение вынести на обсуждение органов управления национальных объединений, в первую очередь – советов, создание такого института.
Далее был рассмотрен 2-й вопрос повестки дня: «О планах работы комитетов по ценообразованию НОСТРОЙ, НОП, НОИЗ на 2014-2015 годы».
А. Сорокин представил план работы Комиссии по ценообразованию и экспертизе НОИЗ на 2014 год. Он сообщил, что большинство работ, включенных в рассматриваемый документ, являются продолжением работ, проведенных в 2013 году.
О плане работы Комитета по экспертизе и ценообразованию НОП рассказал его председатель Дмитрий Немчинов. «Деятельность комитета осуществляется по двум основным направлениям: актуализация существующих справочников базовых цен на проектные работы; взаимодействие проектных организаций с органами государственной экспертизы. По первому направлению блок документов включен в план. По второму – вопрос о документе, регламентирующем оформление сметной документации, актуален и также включен в план работ», – сообщил Д. Немчинов.
В своем выступлении член Комитета НОСТРОЙ Ольга Бабушкина отметила: «Основными направлениями деятельности и задачами НОСТРОЙ является разработка технических регламентов и стандартов, а вопрос ценообразования позволяет преобразовать приоритетные направления в практическую плоскость. С этой целью в 2013 году был сформирован план, в котором были предусмотрены такие мероприятия, как анализ сметно-нормативной базы, разработка концепции ценообразования, разработка проектов государственных элементных сметных норм и соответствующих им проектов федеральных единичных расценок для последующего их включения в федеральный реестр сметных нормативов».
По словам О. Бабушкиной, члены комитета приняли решение продолжить эти работы в 2014-2015 гг. и включить их в план. Также она представила ряд предложений к обсуждению: создание банка данных современных технологий строительства по отраслям на основании смет, имеющих положительное заключение государственной экспертизы; исследование и анализ данных, отражающих реальную ситуацию по уровню оплаты труда в строительстве и др.
В ходе рассмотрения второго вопроса повестки дня член Комитета по экспертизе и ценообразованию НОП Дмитрий Виноградов высказал мнение о целесообразности при формировании окончательного общего плана работы комитетов разделить его структурно на две главы: методические документы и технические документы. А также поручить правовую проработку документов всех трех объединений тому институту, который может быть создан в дальнейшем.
Саидом Абдрахмановым было предложено сделать основополагающим график финансирования строительства, разработать методы и механизмы внедрения новых технологических разработок, а также рассмотреть вопрос о расчетах за выполненные работы по проценту технической готовности.
А. Сорокин рекомендовал О. Бабушкиной и С. Абдрахманову дополнить свои предложения спецификациями или техническими заданиями, разослать их членам комитета для ознакомления и внесения замечаний и рассмотреть эти дополнительные пункты плана на следующем заседании комитета.
По итогам обсуждения планы работы комитетов по ценообразованию НОСТРОЙ, НОП, НОИЗ на 2014-2015 гг. в целом были одобрены с учетом внесения в них корректировок и рекомендованы к отправлению с соответствующими сопроводительными письмами президентам национальных объединений и в дальнейшем в Минстрой России.