Версия для печати Версия для печати

 

Состоялся круглый стол на тему «Применение законодательства саморегулируемыми организациями об информационной открытости»

19 мая 2014 года состоялся круглый стол «Применение саморегулируемыми организациями законодательства об информационной открытости». Мероприятие профинансировано из Сметы расходов Национального объединения строителей на 2014 год, утвержденной на VIII Всероссийском съезде саморегулируемых организаций в строительстве, и проведено Комитетом по информационной политике. Модерировал заседание председатель Комитета, президент НП «МОНОЛИТ» Артур Трапицын.
В работе круглого стола приняли участие замдиректора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя России Ольга Дашкова, члены Комитета НОСТРОЙ по информационной политике, представители национальных объединений строителей, изыскателей, проектировщиков, специалисты саморегулируемых организаций строительной отрасли.
В приветственном слове О. Дашкова отметила актуальность заявленной к обсуждению темы, так как «недостаточная информационная открытость пока остается одной из неурегулированных проблем саморегулирования», и выразила надежду, что работа сегодняшнего «круглого стола» позволит приблизиться к решению данного вопроса.
Открывая заседание, Артур Трапицын отметил, что нынешний круглый стол является логическим продолжением прежних мероприятий Комитета, посвященных информационной открытости.
– Мы поднимали вопросы информационной открытости еще до принятия № 113-ФЗ, затем активно работали по внесению замечаний в приказ Минэкономразвития России, разработанный в соответствии с законом. Поэтому сейчас, когда данный приказ вступил в силу, а нами разработано Типовое положение о раскрытии информации, необходимо сформировать единый подход саморегулируемых организаций строительной отрасли к составу и форме представления сведений, раскрываемых в соответствии с законодательством и обсудить, какие меры должны быть приняты саморегулируемыми организациями по реализации Приказа Минэкономразвития.
Об особенностях данного документа рассказал в своем выступлении член Комитета по информационной политике, ведущий специалист по разработке нормативных документов СРО НП «Котлогазмонтажсервис» Семен Чичерский, который пояснил, каким образом в настоящий момент выстроен процесс регулирования в области информационной открытости СРО и о месте Приказа в этом процессе. Докладчик также рассказал об организованном рабочей группой при Комитете НОСТРОЙ по информационной политике конструктивном взаимодействии с Министерством экономического развития РФ на этапе разработки Приказа в части корректировки определенных его положений, отдельно проговорил сроки принятия, публикации, вступления в силу данного документа, наступления ответственности за его невыполнение. Кроме того, участникам круглого стола были разъяснены тонкости в реализации отдельных требований Приказа и наиболее спорные моменты.
Затем с докладом о санкциях в отношении СРО, нарушающих законодательство об информационной открытости, выступил председатель подкомитета по законодательству и стратегии развития саморегулирования Комитета законодательных инициатив и правового обеспечения НОП,член экспертного Совета НОСТРОЙ по совершенствованию законодательства в строительной сфере Александр Мешалов. Он, в частности, отметил наиболее часто встречающиеся нарушения, выявленные в результате анализа предписаний, выданных СРО Ростехнадзором. Это, в первую очередь, отсутствие на официальном сайте СРО Положения о раскрытии информации, устанавливающего порядок обеспечения информационной открытости деятельности саморегулируемой организации и деятельности ее членов.
Также к наиболее частым нарушениям относятся отсутствие в перечне членов СРО номеров контактных телефонов, адресов электронной почты, сведений о лицах, прекративших свое членство в СРО и отсутствие на официальном сайте подписанной председателем общего собрания членов СРО копии в электронном виде планов проверок членов СРО.
Докладчик также напомнил, что новые статьи КоАП РФ, регламентирующие административную ответственность за нарушение обязанности СРО по раскрытию информации, вступают в силу 7 июня. И предупредил, что в соответствии с КоАП РФ административный штраф может налагаться одновременно и на СРО, и на должностное лицо, признанное виновным в нарушении требований об информационной открытости.
Далее участникам круглого стола было представлено «Типовое положение о раскрытии информации» – результат коллективного труда участников рабочей группы при Комитете НОСТРОЙ по информационной политике. С документом собравшихся ознакомил член рабочей группы, доцент кафедры государственного и международного права ГОУ ВПО «Московский государственный университет приборостроения и информатики» Евгений Семьянов.
Эксперт отметил, что представленное Типовое положение содержит глоссарий основных терминов, используемых в сфере информационной открытости деятельности СРО, принимается на заседании коллегиального исполнительного органа управления СРО или на заседании Общего собрания участников СРО, если это предусмотрено Уставом СРО. Он также пояснил, что, несмотря на небольшое содержание диспозитивных норм, которые могут быть изменены СРО при принятии Положения, основу его составляют императивные нормы, систематизированные в определенном иерархическом порядке. При этом Нормы Положения по общему правилу не распространяются на те правоотношения, которые возникли до его принятия, однако в отношении членов, вступивших в СРО ранее и являющихся действующими членами на момент принятия Положения, было бы корректнее распространить обратное действие во избежание конфликтных ситуаций с контрольными и надзорными органами.
«Положение», рекомендованное экспертами для принятия СРО в качестве внутреннего документа, вызвало у собравшихся живой интерес и множество вопросов.
Не меньше вопросов было задано следующему докладчику – члену Комитета по информационной политике, руководителю проекта «Портал реестров субъектов профессиональной и предпринимательской деятельности» Глебу Бабинцеву, который представил типовой макет сайта саморегулируемой организации. На примере макета с реальным адресом http://sitesro.ru докладчик рассказал и, что главное, продемонстрировал, как следует вести все необходимые разделы, включая реестр членов, который способен заполнить специалист любой СРО. Участники круглого стола признали, что взяв такой макет за основу, саморегулируемая организация сможет существенно сэкономить на технических затратах по созданию и ведению сайта и при этом избежать нарушений законодательства, а применение единого подхода всеми СРО поможет саморегулированию стать цельной, согласованной системой самоуправления в глазах общества и государства.
Завершилось заседание круглого стола выступлением зампредседателя Комитета по информационной политике, члена экспертного совета НОСТРОЙ по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере Ирины Сапегиной, затронувшей проблемы информационного взаимодействия между СРО и органом надзора за СРО по вопросам сдачи отчетности и пути их решения.
По ее словам, проблема обмена документами между СРО и органами надзора за СРО на сегодняшний день стоит достаточно остро:
– Приказы Ростехнадзора № 43 и 57, ранее устанавливавшие формы документов, подаваемых СРО в органы надзора, в настоящий момент недействительны. Необязательным соответственно стало и использование установленных ими форм документов. Естественно, что такое положение вещей не может гарантировать качественный учет и обработку подаваемых сведений органом надзора, создает трудности при составлении документов добросовестным СРО, в то же время позволяя недобросовестным те или иные сведения скрывать или подавать не в полном объёме. Поэтому для организации эффективного взаимодействия с органами надзора за СРО (в первую очередь электронного), мы предлагаем разработать унифицированные формы документов, подаваемых СРО в органы надзора. Кроме того, необходимо установить единый порядок подачи таких документов, а также внести соответствующие изменения в законодательство, позволяющие подавать сведения и документы только в электронном виде, исключая бумажный носитель, – подчеркнула И. Сапегина.
Подводя итоги круглого стола, Артур Трапицын отметил высокий уровень его практической направленности, поблагодарил докладчиков и экспертов за серьезную подготовку всех вопросов и призвал саморегулируемые организации не просто формально соблюдать законодательство, а исходить из того, что информационная открытость является одним из важнейших факторов развития строительной отрасли.
По итогам обсуждения участники круглого стола приняли проект резолюции, в которой, в частности, рекомендовали СРО принять типовое «Положение о раскрытии информации» в качестве внутреннего документа СРО, ходатайствовать перед Минстроем России о включении в соответствующую «Дорожную карту» и Градостроительный кодекс дополнительного пункта, предусматривающего направление документов в орган надзора только в электронной форме, и другие рекомендации.

Комментирование закрыто.