Неутешительным итогом 2013 года стало сохранение ситуации с коммерциализацией саморегулируемых организаций. Отсутствие в законодательстве о саморегулировании в строительстве действенных методов контроля, сдерживающих факторов и механизмов самоочищения стимулируют рост саморегулируемых организаций неспособных обеспечивать качество и безопасность на стройке, а отсюда увеличение числа недобросовестных участников рынка, проваленные контракты на госзакупках и т.д. Национальное объединение строителей с 2010 года не раз поднимало вопрос об угрозе коммерциализации системы, призывая власти к скорейшему решению проблемы. В качестве одной из мер предлагались механизмы по исключению недобросовестных субъектов из единого реестра через предписание органа надзора, либо судебное решение. В 2013 году чиновники стали говорить о более жестких методах пресечения торговли свидетельствами о допуске, вплоть до уголовного наказания лиц ответственных за принятие решений в СРО.
Сами национальные объединения в свете тенденции повышения информационной открытости и прозрачности в саморегулировании одним из эффективных методов устранения «коммерческих» СРО считают создание единой базы данных СРО и их членов. В настоящий момент полноценного реестра СРО в строительстве фактически не существует, что в свою очередь отрицательно сказывается на контрольно — надзорной функции госоргана в отношении деятельности саморегулируемых организаций, а у заказчиков строительства, проектирования и инженерных изысканий нет четкой информации о потенциальных исполнителях и их репутации. В рамках реформирования законодательства о саморегулировании предлагается создать систему обеспечения информационной открытости без использования радикальных карательных инструментов. При этом стоит вопрос о передаче операторских функций по ведению такого реестра национальным объединениям.
На состоявшемся в середине декабря прошлого года заседании Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору были рассмотрены вопросы взаимодействия ведомства и НОСТРОЙ в части совершенствования законодательной базы саморегулирования в области строительства и повышению ответственности СРО за выполнение возложенных на них задач. В ходе совещания, в частности, были отмечены следующие недостатки по итогам осуществления надзора за СРО:
– выявлены случаи недостатка размера средств компенсационного фонда;
– нарушения размещения средств компенсационного фонда;
– систематические нарушения квалификационных требований при выдаче свидетельств о допуске;
– отсутствие контроля СРО за соблюдением техрегламентов своими членами.
По результатам заседания Общественный совет Ростехнадзора выработал решение, в соответствии с которым взаимодействие с НОСТРОЙ в 2014 году будет усилено. Из состава членов Общественного совета с привлечением экспертов и представителей Национального объединения строителей решено создать рабочую группу, которая займется подготовкой соглашения между Ростехнадзором и НОСТРОЙ и формированием плана совместной деятельности в интересах совершенствования законодательной и практической работы СРО. Также в адрес руководства Ростехнадзора будет подготовлено обращение с рекомендацией включить в план нормотворческой деятельности на 2014 год разработку проекта федерального закона, предусматривающего внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения ответственности и передачи им отдельных государственных функций (в т.ч. надзорных и регистрационных) в отношении саморегулируемых организаций.