В преддверии очередного Всероссийского съезда строительных СРО приоритеты Национального объединения строителей вновь подвергаются глубокому переосмыслению и правке. А так как авторство новых редакций приоритетных направлений и целей деятельности окончательно закрепилось за исполнительной дирекцией НОСТРОЙ, то и приоритет при редактировании традиционно отдается задачам оправдания текущей деятельности в условиях ежегодно растущего бюджета. Презентация свежей редакции приоритетов НОСТРОЙ уже была представлена на окружных конференциях строительных СРО в Уральском федеральном округе и в Москве.
Основные декларируемые цели остались неизменными: НОСТРОЙ по-прежнему планирует защищать интересы СРО и их членов, представлять интересы СРО и профессионального сообщества в органах государственной власти, содействовать повышению безопасности и качества строительства, а также содействовать повышению эффективности саморегулирования в строительстве. Однако, функционеры НОСТРОЙ скорректировали содержание целей – поскольку на протяжении предыдущих лет самоотверженная работа в этих направлениях не принесла заявленных плодов.
Так, в рамках защиты интересов саморегулируемых организаций, НОСТРОЙ больше не будет тратить силы на формирование цифрового архива дел членов исключенных СРО, отдав предпочтение более объемной задаче разработки рекомендаций по применению постоянно меняющегося законодательства в области строительства и саморегулирования. Кому конкретно будут предназначены разработанные силами НОСТРОЙ рекомендации по применению закона, не уточняется, однако, нет сомнений, что домашние библиотечки сотрудников арбитражного суда, Ростехнадзора и Правового департамента Минстроя России могут существенно пополниться.
Отметим, что специалисты НОСТРОЙ, наконец, и сами разобрались в законах: интеграция Национального реестра специалистов и Единого реестра членов СРО, невозможная (внезапно!) в силу требований Федерального закона «О персональных данных», снята с повестки и больше не является гарантом повышения качества и безопасности строительства. Соответственно, и работу в этом бесперспективном направлении далее вести НОСТРОЙ не планирует. Напомним, новая амбициозная цель, которая обеспечит работой исполнительную дирекцию НОСТРОЙ на следующий год предусматривает создание глобального информационного пространства, которое объединит под крылом Национального объединения строителей всех участников строительного процесса.
В рамках представления интересов СРО и профессионального строительного сообщества в органах государственной власти, лучшие умы НОСТРОЙ откажутся от единоличных усилий по совершенствованию системы ценообразования в пользу скромного участия в такой работе. Наконец, обеспечение информационной открытости деятельности НОСТРОЙ и его членов будет осуществляться посредством карманного СМИ «Строительная газета». В остальном приоритеты Национального объединения строителей не изменились, в том числе в части существенного выхода за рамки функций, определенных статьёй 55.20 Градостроительного кодекса РФ.
Несмотря на критику отдельных руководителей СРО и внешнее согласие с необходимостью отмены требования по обязательному наличию у каждого члена СРО не менее двух специалистов, внесенных в НРС, в будущем году дирекция НОСТРОЙ продолжит «кошмарить» СРО запросами о наличии этих самых специалистов. Также в приоритете дирекции останется «противодействие деятельности СРО, нарушающих требования законодательства РФ». Таким образом, планируя свою деятельность, дирекция НОСТРОЙ демонстрирует комплексный подход: в стенах офиса на Малой Грузинской улице будут самостоятельно разъяснять, как применять закон, сами мониторить его исполнение и сами же — противодействовать тем, кто не исполняет выданные рекомендации или уклоняется от участия в мониторинге. В скобках заметим, что авторы концепции саморегулирования едва ли могли предположить, что в перспективе НО СРО смогут заменить не только исполнительную, но и все остальные ветви государственной власти? Впрочем, если бюджет и общее собрание членов позволяет, то почему бы и нет?!
Прошедшие окружные конференции безропотно одобрили амбициозные цели НОСТРОЙ, поскольку на повестке дня стоит куда более серьёзная проблема: проект Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года, который со дня на день будет утверждён Правительством РФ и на разработку которого из бюджета НОСТРОЙ было выделено 16 миллионов рублей, практически не отражает вопросы и ожидания профессионального сообщества в части дальнейшего развития строительного саморегулирования.